Если Ваш ребёнок собирается в школу.

Ваш ребёнок – завтра школьник.

Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым этому научиться.

Л.А Венгер, А.Г. Венгер

Поступление в школу – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поэтому необходимым условием для успешной адаптации ребёнка к условиям школы является его общая готовность к школе.

Многих родителей волнуют вопросы: Что такое психологическая готовность к школе? Почему так важно определять готовность? Как готовить ребёнка к школе. На эти  и другие вопросы я постараюсь дать ответы.

         На этапе подготовки ребёнка к школе очень важно оценить его психологическую готовность: выраженное желание учиться, узнавать новое (активно интересоваться окружающим, задавать вопросы, увлечённо искать ответы самому или ждать пояснений от взрослых). Такое стремление к познанию называется учебной мотивацией. Если ваш ребёнок умеет общаться со сверстниками, легко устанавливает контакты с другими детьми, способен выполнять требования взрослого, если он не просто слушает, но и слышит просьбу, указания, может контролировать своё поведение, старается объяснить причины своих поступков, значит у него в достаточной мере сформирована социальная позиция школьника.

         Обязательным условием для успешной учёбы в школе является развитие волевой сферы, для чего будущий первоклассник должен уметь планировать свои действия, управлять своим поведением. Чтобы сформировать у ребёнка волевые качества. Взрослые должны ставить перед ним такую цель, которую он может не только понять, но и принять; следует приучать его не пасовать перед трудностями, верить в свои силы и возможности.

         Основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Ребёнок должен иметь определённый запас знаний для того, чтобы получать новые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но и уметь применять их, устанавливать зависимость между причиной и следствием, замечать сходство и различие предметов и явлений.

Развивать произвольное внимание малыша вам помогут всевозможные журналы и книжки, в которых предлагаются задания типа: «Найдите 10 отличий в рисунках», «Что здесь лишнее?» и т.п. Главное – следить за тем, чтобы задания соответствовали возможностям вашего ребёнка и выполнялись до конца.

         Осведомлённость в общих вопросах – показатель того, что ребёнок любознателен, что у него сложилась некая картина мира. А наши ответы на детские вопросы – это один из основных источников знаний детей об окружающем мире. Чем больше вы будете беседовать с ребёнком и подробно отвечать на его вопросы, чем доступнее для него будут ваши объяснения, тем лучше вы подготовите малыша к восприятию учебного материала.

         Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных способностей, так как развитие тонких движений кистей рук напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга – чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Полезно давать ребёнку задания на дорисовывание (взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает его зеркальное отражение), на обведение намеченного точками изображения и т.д. Развивать моторику помогают и такие занятия, как лепка, собирание конструктора с мелкими деталями типа «Лего», склеивание моделей из бумаги или пластика, вязание (особенно крючком), складывание мозаики.

         Запомните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными;
  • Длительность занятий не должна превышать 35 минут;
  • Не пытайтесь предлагать ребёнку задания, если он утомлён или раздражён
  • Постарайтесь сделать так, чтобы занятия носили регулярный характер, поскольку «мозговой штурм» при подготовке не слишком эффективен.
  • Не стоит «натаскивать» ребёнка на сложение и вычитание, чтение по слогам. Намного полезнее будут упражнения для активизации восприятия, внимания, развития тонкой моторики рук.

Учите ребёнка обращать внимание на то, как звучат слова, - предлагайте ему внятно повторять их. Разучивайте с  ними стихи, скороговорки, сочиняйте сказки. Просите точно повторить услышанный текст и пересказать его своими словами.

         Очень полезно малышу запомнить различные предметы, их количество и взаиморасположение. Чаще просите его сравнивать различные предметы и явления: находить, что в них общего и чем они отличаются.

         Предложите малышу запомнить последовательность цифр (например, номер телефона). Хорошо стимулируют концентрацию внимания игры-лабиринты. И как бы ни обстояли дела с объективными успехами вашего ребёнка, старайтесь создавать перед школой доброжелательную атмосферу, при которой малыш будет стремиться к знаниям, не будет бояться плохих отметок и будет уверен в том, что он у вас самый любимый и что всё у него получится.

         Таким образом, «портрет» идеального первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

  • стремление к общению со сверстниками;
  • желание учиться
  • хорошее здоровье
  • эмоциональный настрой
  • грамотная речь, связное изложение своих мыслей
  • стремление к сотрудничеству со взрослыми
  • развитая произвольность поведения

 

 

 

 

Родителям будущих первоклассников …

…советует педагог-психолог

Если ребёнок не хочет идти в школу, значит он к ней не готов. Ваша задача – создать в семье благоприятный эмоциональный фон, связанный с предстоящим обучением в школе, уделить внимание развитию познавательных способностей ребёнка, приобретению им навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Поддержите в ребёнке его стрем­ление стать школьником. Ваша искрен­няя заинтересованность в его школь­ных делах и заботах, серьёзное отно­шение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут перво­класснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Составьте вместе с первоклассни­ком распорядок дня, следите за его со­блюдением.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помни­те, что похвала и эмоциональная под­держка способны заметно повысить ин­теллектуальные достижения человека.

С поступлением в школу в жизни ва­шего ребёнка появился новый авторитет­ный человек. Это учитель. Уважайте мне­ние первоклассника о своем педагоге.

Учение — это нелёгкий и ответствен­ный труд. Поступление в школу существен­но меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться дос­таточно времени для игровых занятий.

Вы, как никто другой, знаете своего ребёнка, прислушайтесь к нему, поста­райтесь понять его чувства и пережи­вания. И тогда учёба в школе будет в радость и ребёнку, и родителям.

1 сентября устройте ребёнку насто­ящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обя­зательно – торт или пирог. И обязатель­но – мороженое. Праздник! Даже если ребёнок идёт не в первый, а во второй или в четвёртый класс. Один раз в году – праздник школы. Ведь это же так здорово — «первый раз в первый класс»!

 

…советует учитель начальных классов

Малышу будет легче привыкнуть к школе, если его заранее ориентировать на то, что учёба это труд, который требует усилий и старания. Важно, чтобы ребёнок понял, что любой труд предполагает трудности, которые нужно постараться преодолеть, именно этим он и интересен.

*      Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него мо­жет что-то не сразу получаться, это есте­ственно. Ребёнок имеет право на ошибку.

Не ругайте ребёнка за неудачи, но обязательно хвалите за самый маленький успех.

Не пропускайте трудности, возника­ющие у ребёнка на начальном этапе ов­ладения учебными навыками. Если у пер­воклассника, например, есть логопеди­ческие проблемы, постарайтесь спра­виться с ними на первом году обучения.

Вам нужно заранее перестроить режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъёмов.

Поиграйте с ребёнком в школу. Приучайте его к тому, что его будут называть по имени и фамилии и что ничего обидного в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.

*      Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Следите за своими эмоциями, не запугивайте ребёнка школой, внушайте, что у него всё получится. Не обсуждайте при ребёнке проблемы, с которыми он может столкнуться.

Первые 2 месяца учёбы целиком посвятите тому, чтобы помочь ребёнку сориентироваться в новой обстановке: наладить режим дня, распределить время между различными видами занятий. Не забывайте, что шестилетнему ребёнку необходимы игры и прогулки.

Обязательно интересуйтесь школьными новостями, спрашивайте, что нового узнал ребёнок, что на уроке показалось самым интересным, чему научился, что больше всего запомнилось.

 

Родителям будущих первоклассников …

…советует учитель-дефектолог

*             Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

*             При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

*             Не подстраивайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

*             Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

*             Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить, понятен ли ему ваш ответ. Если в доме есть  магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком сыну или дочери.

*             Если вас что-то беспокоит в пове­дении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к специалисту.