Работа над сочинением

Методика проведения урока написания сочинения

 

  1. Сообщение темы и задач предстоящего сочинения, обсуждение их с учащимися. На данном этапе необходимо вызвать интерес, восстановить мотивы, желание выразить свои мысли, создать хорошее настроение.

 

  1. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления (рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

 

  1. Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

 

  1. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

 

  1. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) — коллективное или индивиду­альное (1 -2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

 

  1. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

 

  1. Самостоятельное письмо сочинения — основная часть урока, самая продолжительная по времени (III класс — 20-25 минут, IV класс — 25-30 минут). Учитель наблюдает,

 

  1. Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся поверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно предложить их подчеркнуть).

Памятка для редактирования текста сочинения

Проверь!

  1. Ясно ли передал свою мысль?
  2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
  3. Все ли слова употреблены удачно?
  4. Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

 

  1. Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):

а)      несоответствие содержания сочинения его теме;

б)      нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;

в)      неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;

г)       неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

д)      лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;

е)       грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

 

  1. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке):

зачитываются лучшие сочинения;

коллективный анализ сочинений:

  • содержания;
  • построения целого текста и связи его частей;
  • построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
  • порядка слов в предложении;
  • связи между словами в предложении;
  • употребления отдельных слов и предложений.

коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);

индивидуальная работа над ошибками.

 

Использован материал статьи О.И. Тириновой «Орфографические упражнения в начальных классах». «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» 2009 №3