Написание диктанта

Методика проведения диктанта

 

Запись букв под диктовку:

 

  1. Учитель четко произносит звук.
  2. Учащиеся хором повторяют.
  3. Учитель предлагает обозначить звук буквой и записать её в прописи.
  4. Вводится приём проговаривания. Учитель демонстрирует, как во время письма нужно себе диктовать: а-а-а-а, м-м-м, б и т.д.
  5. Учащиеся записывают букву с проговариванием.
  6. Вводится приём проверки. Учитель медленно повторяет звуки, учащиеся с ручкой в руке (ручка должна скользить в воздухе под буквой) проверяют буквы, которые они записали для обозначения этих звуков.

 

Запись слогов под диктовку:

 

  1. Учитель четко произносит слог.
  2. Учащиеся чётко повторяют.
  3. Учащиеся диктуют себе слог в процессе его записи (проговаривают)
  4. Самопроверка. Учащиеся читают слоги, карандашом подчеркивают гласные.
  5. Проверка. Учитель медленно повторяет слоги, учащиеся проверяют правильность своей записи.

Для записи слов под диктовку вводится алгоритм  (Памятка 3).

 

Памятка для учащихся

  1. Послушай слово.
  2. Повтори слово.
  3. Проговори слово по слогам.
  4. Выдели голосом ударный слог. Диктуй себе по слогам.
  5. Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «Орфограмма» - подчеркни орфограммы.

Обращаем особое внимание учителей на обязательность пунктов 2 – в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обучения нельзя.

 

 

Запись под диктовку отдельного предложения

 

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:

1 раз – дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают предложение «про себя».

2 раз – учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1 шаг – ученики хором повторяют предложение, так как будут писать – чётко проговаривая по слогам каждое слово.

2 шаг – записывают, диктуя себе по слогам.

3 раз – чтение для выполнения контроля; цель этого чтения должна быть оговорено заранее: «Проверь, не забыл ли ты какое-нибудь слово.

Учащиеся обязательно держат в руках ручку и следят з0а чтением учителя.

 

Запись под диктовку текста

Учитель читает текст 3 раза.

  1. Весь текст - для общего восприятия;
  2. Каждое предложение с паузами для записи;
  • Послушайте 1 предложение
  • Повтори его. Диктуй себе по слогам
  • Проверь предложение (прочитать ещё раз)
  1. Весь текст – для проверки.

 

 

Методика проведения контрольного диктанта

 

Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и четко проговариваются учителем во врем диктовки.

Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается учителем во время чтения текста.

В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.

Медленно и выразительно прочитывает весь текст, предлагаемый для диктанта.

Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям.  Каждое предложение учитель диктует 2 раза подряд:

первый раз для восприятия, а второй раз – для записи.

 

Если предложение является трудным для понимания или осложнено однородными членами предложения, в этом случае диктовать, как и писать, следует не отдельными предложениями, законченными смысловыми отрезками (словосочетаниями).

Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Необходимо, чтобы все ученики отчетливо слышали весь текст, диктуемый учителем.

Диктовать следует стоя на одном месте, не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.

Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения. Учитель должен выбрать одного, не очень торопливого ученика и, следя за темпом его письма, ориентироваться в чтении на него.

После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов.

 

После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задание.

Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока. Перед  выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания всех вариантов.

Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.

После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу.

Со звонком учитель собирает все работы учеников.

 

Использован материал статьи О.И. Тириновой «Орфографические упражнения в начальных классах». «Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа» 2009 №3.