Cтруктура урока внеклассного чтения

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Цель внеклассного чтения – расширение читательского кругозора учащихся, формирование читательской самостоятельности, привитие потребности в чтении книг, журналов, газет, воспитание активных читателей.

 

Структура уроков внеклассного чтения

 

I класс

1. Подготовка к восприятию художественного произведения (2 – 3 минуты).

Цель – обеспечить возникновение у учащихся ситуативного интереса.

Подготовка к восприятию должна быть по времени сведена до минимума для того, чтобы преждевременно не утомить слушателей, сохранить для них возможность непосредственного и яркого восприятия самого художественного произведения.

Книга в начале урока учащимся не показывается.

     Возможные виды работ:

     беседа, позволяющая восстановить в памяти детей или сформировать у них реальные представления, на основе которых будет строиться образная система произведения;

     рассматривание принесенных учителем натуральных объектов, лежащих в основе художественных образов: предметов, игрушек, муляжей или фотографий, рисунков, аппликаций, на которых эти объекты изображены;

     прослушивание музыкальных произведений, близких по содержанию к теме чтения и созвучных настроению изучаемого художественного произведения;

     обращение к жизненному опыту учащихся – обсуждение этической ситуации, аналогичной той, которая описана в литературном произведении;

     просмотр и обсуждение рисунков учащихся по теме предстоящего чтения;

     антиципация – читательское прогнозирование содержания произведения по его заглавию, иллюстрациям, имени автора;

     демонстрация фрагментов художественного, документального или мультипликационного фильма, видеоряда;

     целевая установка учителя на восприятие произведения и активизацию творческого воображения: «Послушайте и представьте картину, которую нарисовал автор. Подумайте, какие чувства хотел передать нам автор?».

2. Выразительное чтение учителем художественного произведения вслух  (3 – 7 минут).

Круг чтения составляют небольшие художественные произведения       (1–2 страницы) из детской книги объемом 10–20 страниц, заглавие которой, иллюстрации на обложке и в тексте точно соответствуют ее содержанию.

Чтение произведения учителем вслух должно быть выразительным.

Учащиеся к чтению на данном этапе урока не привлекаются.

II класс

 

1.  Решение задач по ориентировке в книгах (до 5 минут).

2.  Чтение учителем вслух произведения из выбранной с выставки книги (до 7 минут).

3.  Беседа-рассуждение о прочитанном произведении (до 5 минут).

4.  Самостоятельное знакомство учащихся с книгой, которую предстоит читать (до 5 минут).

5.  Чтение учащимися названного произведения про себя (10 – 12 минут).

6.  Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания книги (7 – 10 минут).

7.  Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой, вывешивание рекомендательного плаката или списка по теме следующего урока (1 – 2 минуты).

 

IIIIV классы

 

1.  Составление из самостоятельно прочитанных дома книг выставки по теме урока, коллективное их рассматривание, выделение книг, вызвавших наибольший интерес (3 – 5 мин).

2.  Всестороннее обсуждение выделенных книг, в котором принимают участие все учащиеся, оценка своей читательской деятельности (20 – 25 мин).

3.  Расширение читательского кругозора учащихся (10 – 15 мин).

Учитель, выступая перед учениками как квалифицированный читатель, предъявляет им новые произведения, знакомит с новыми авторами, новыми жанрами, новыми темами для самостоятельного чтения.

4.  Сообщение темы следующего урока, разъяснение цели чтения, вывешивание рекомендательного указателя или списка (2 – 3 мин).

 

Количество уроков внеклассного чтения

Класс

Учреждения образования

 с русским языком обучения

Учреждения образования

 с белорусским языком обучения

1 класс

1 раз в 2 недели, занимая вторую часть урока обучения грамоте

2 класс

1 раз в месяц за счет уроков литературного чтения

3 класс

1 раз в месяц за счет уроков литературного чтения

1 раз в четверть за счет уроков литературного чтения

4 класс

1 раз в месяц за счет уроков литературного чтения

1 раз в четверть за счет уроков литературного чтения

 

 

 

3. Проверка первичного восприятия произведения (1 – 2 минуты).

 

Цель – определить, какое эмоционально-эстетическое воздействие оказало произведение на учащихся, что они восприняли в тексте самостоятельно, а что прошло мимо их внимания.

Учитель начинает беседу с помощью максимально общих вопросов, обеспечивающих свободу самовыражения маленького читателя. В беседу включается 1–2 вопроса.

Например:

  • Что вы можете сказать об этом произведении?
  • Что вы думаете о герое рассказа (стихотворения, сказки)?
  • Что показалось особенно интересным (непонятным, трогательным, смешным)?
  • Какой эпизоды (слова, картины) показались вам самыми интересными (красивыми, необычными)? Хочется ли вам еще раз послушать их?
  • О чем необычном вы узнали из этого произведения?
  • Какие чудеса открыл вам писатель?
  • Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?
  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали?
  • Веселый это рассказ или грустный?
  • Почему все смеялись? Что вызвало ваш смех?
  • Почему загрустили?
  • В какой момент было страшно?
  • Жалко ли было героя? В какой момент переживали за него?
  • Было ли вам стыдно за героя? В какой момент?
  • Понравились герои рассказа? Чем?
  • Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

 

4. Беседа-рассуждение по впечатлениям учащихся. Повторное чтение или воссоздание по памяти прослушанного произведения (4 – 6 минут).

 

Основные виды деятельности на данном этапе:

  • обмен впечатлениями о прослушанном произведении;
  • размышление о прослушанном произведении;
  • обсуждение и осмысление содержания произведения;
  • коллективное воссоздание по памяти прослушанного произведения;
  • создание картинного плана-опоры.

 

В процессе беседы-рассуждения учитель следит за ее направлением, задает вопросы, вызывающие необходимость доказывать собственное мнение.

При необходимости организуется повторное чтение всего произведения или выборочное прочтение отдельных отрывков. 

Для учеников, умеющих бегло читать, можно предусмотреть дифференцированную работу на этапе повторного чтения или воссоздания по памяти прослушанного произведения. С этой целью учитель заранее готовит карточки с небольшими по объему отрывками из художественных произведений и предлагает их учащимся для чтения на уроке.

Если учитель хочет закрепить в речи учащихся какие-то слова или выражения, целесообразно после чтения произведения неоднократно обращаться к ним в процессе работы на уроке, а также включать их в составляемые детьми предложения, рассказы и словарные игры во внеурочное время.

 

5. Рассматривание под руководством учителя детской книги, в которой помещено прослушанное произведение (3 – 4 минуты).

 

Работа с новой книгой проводится под руководством учителя в следующей последовательности:

  • показ книги;
  • знакомство с обложкой;
  • нахождение и чтение заглавия, фамилии автора;
  • перелистывание книги, рассматривание иллюстраций;
  • обсуждение: может ли быть в этой книге прочитанное произведение;
  • самостоятельное чтение-рассматривание;
  • нахождение произведения в книге.

Такая работа позволяет учащимся видеть связь между содержанием книги и ее внешними приметами (иллюстрациями, обложкой, автором).

 

6. Итог урока. Рекомендации по работе с книгой во внеурочное время (1 – 2 минуты).

Педагог дает учащимся рекомендации по организации во внеурочное время самостоятельной деятельности с книгами, которые есть в классе или дома:

  • найти дома и рассмотреть увиденную на уроке книгу, вспомнить прослушанное произведение, воспроизвести текст по иллюстрации;
  • рассказать или прочитать своим родным (папе, маме, бабушке, дедушке, сестре, брату) произведение, прослушанное на уроке;
  • найти в домашней библиотеке и принести в класс книги этого же автора, такие же по жанру или по теме;
  • нарисовать, вылепить из пластилина или сконструировать из бумаги литературных персонажей.

 

 

 

 

 

Эффективные формы внеурочной работы с книгой:

  • коллективное составление в уголке чтения книжной выставки по теме урока;
  • инсценировка прочитанного произведения, постановка живых картин;
  • разучивание литературных игр;
  • просмотр и обсуждение после урока мультфильма (кинофильма) по сюжету одноименного литературного произведения;
  • создание проекта;
  • экскурсия в библиотеку;
  • встреча с детским писателем (поэтом);
  • литературные утренники, конкурсы, игры, устные журналы.